Йонас Козуан
Иллюстрации и коллекционирование
Йонас Козуан
"Я всегда стараюсь быть верен себе", — признается иллюстратор и битмейкер Йонас Козуан. Йонас родился и вырос в бельгийском городе Антверпен. Еще с ранних лет он увлекся рисованием. Его привлекала тема средневековья — он рисовал сражения, рыцарей и оружие. Будучи подростком Козуан, открыл для себя хип-хоп, а позже его французское прочтение. В 90-ые подобный стиль ощутимо отличался от американской направленности. Это отражалось не только в музыке, но и во внешнем виде. Кроссовки Nike Air Max, спортивная одежда европейских брендов вроде Lacoste и Sergio Tacchini — аналогичное носили французские хип-хоп исполнители 90-х. Йонас однажды наткнулся на такой клип. С этого началось его коллекционирование моделей Air Max и увлечение европейским уличным стилем 90-х.

Страсть Йонаса Козуана отразилась в его иллюстрациях. Это своеобразные сценки, рассказывающие о былой эпохе. Йонас подмечает каждую деталь в своих рисунках — будь то дизайн кроссовок, или мельчайшие логотипы брендов. Его работы сродни средневековым манускриптам, которые отфильтрованы уличной эстетикой 90-х. Йонас не старается угождать мимолетным тенденциям, чтобы обзавестись "холостой" аудиторией. Он нашел свою нишу и совершенствуется в в ней, открывая новое. Йонас также пишет музыку для хип-хоп исполнителей, создает иллюстрации для всевозможных книг и школьных учебников. Мы подробно расспросили Козуана о его разносторонней деятельности, верности себе и уличной культуре в Бельгии.
Кажется, что расовое разнообразие является неотъемлемой частью твоих иллюстраций. Это намеренно происходит, или просто естественный элемент твоих работ?

И то и другое. Естественно, потому что я живу в мультикультурном городе, и основная часть моих работ вдохновлена собственным опытом и окружением — это все автоматически отражается в иллюстрациях. Также на меня влияет хип-хоп и сникер культуры, которые всегда были расово разнообразны. В том числе это намеренный ход. Я думаю, очень важно показывать, что сегодняшние западноевропейские общества уже давно не исключительно белые — это хорошо и одновременно вдохновляет. Ты можешь узнавать многое у других культур и людей с различными мировоззрениями.

В подростковом возрасте тебе нравилось рисовать средневековые сражения, рыцарей, оружие и т.д. Это до сих пор находит отражение в твоих актуальных работах. Я прав?

Верно. Детское увлечение все еще вдохновляет меня, но отражается в моих работах лишь частично. Ряд декоративных деталей и композиций, которые я задействую, основаны на средневековых манускриптах. Также некоторая одежда из 90-х напоминает мне о том, как одевались рыцари и дворяне из средневековья. Блестящие красочные доспехи и щиты с нарисованными или вышитыми гербами, много деталей и аксессуаров — это можно сравнить со спортивными костюмами прошлых лет в ярких расцветках, большими логотипами спортивных компаний, броскими кроссовками, поясными сумками и тому подобным. Такой подход в какой-то степени является связью с моим прошлым.
В российском граффити был период, когда фашизм был в тренде. Молодые люди тэггали свое имя с использованием свастики и слушали невообразимую музыку типа "нацистского хип-хопа". Ты когда-нибудь наблюдал что-то подобное в Бельгии или Франции?

Несколько раз я видел свастику на стенах. Но, судя по уровню, авторы далеки от настоящего граффити и искусства в целом. Им просто нужно привлечь внимание, используя банки с краской для распространения их тупорылых идей. Насколько мне известно, нацистского хип-хопа в моей местности не существует. Подобное явление, в принципе, кажется очень странным — хип-хоп культура расово разнообразна и против расизма. Я не понимаю, как они могут использовать музыку и искусство, придуманные людьми, которых так сильно ненавидят. Это тоже самое, что "скинхеды - неонацисты" не знают, что настоящие скинхеды в 60-ые были также черными и слушали много ямайского регги. Это только доказывает, что все эти фашисты далеко не самые умные.(смеется)
Фрагмент из "Блэксэд"
Черпаешь ли ты вдохновение от каких-нибудь прославленных художников вроде Пикассо и Баския? Есть ли у тебя какой-нибудь неочевидный предмет вдохновения?

Пикассо и Баския — легенды. Но меня вдохновляют преимущественно не особо известные личности. Например, иллюстраторы, на которых я подписан в Instagram. Среди них Веня Сон, imon boy, Pol-Edouard, FRKO, Helen Li, ZRO, Genie Espinosa, pablo_dalas, Lugosis, Ed Gray и многие другие. Неизвестные художники, маленькие предметы на улицах, друзья, музыка, фотография — меня многое вдохновляет. Очень привлекает комиксовая серия романов "Блэксэд" автора Хуанхо Гуарнидо. Если ты посмотришь, поймешь почему.

Как битмейкерство соотносится с твоими иллюстрациями?

Когда я делаю запись или сотрудничаю с каким-нибудь рэппером, я часто сопровождаю это оформлением. Помимо этого оба занятия никак особо не пересекаются.
Можешь рассказать как ты зарабатываешь?

Обычно я работаю на фрилансе в качестве иллюстратора для различных издательств. Я рисую для всевозможных книжек, школьных учебников, журналов и делаю постеры для мероприятий. Дополнительно я немного зарабатываю на продаже своих рисунков. В будущем я планирую выпустить хотя бы один комикс или графический роман. Еще хотелось бы научиться трафаретной печати, чтобы я мог делать футболки.

Был ли период в твоей жизни, когда ты понял, что сбился с пути и понял, что отдаляешься от себя?

Что касается моего стиля, я всегд был очень последовательным. Я знал, что мне нравится с юных лет и никогда не переставал исследовать в этом направлении. Однако был период, когда мне нравились Jordan'ы и другие баскетбольные модели из 80-х и 90-х типа Nike Air Flight '89 и Air Force 180. Но я все их продал — мне всегда больше предпочитал Air Max'ы. Если говорить о иллюстрациях, я экспериментировал со многим. Впрочем, для начала это обычное дело. На самом деле, только в последние несколько лет я начал нащупывать свой стиль. До сих пор я многому учусь каждый день.
Фотограф:
Trudy Kazangu
Некоторое время назад в России за такой внешний вид как у тебя можно было нарваться на неприятности. Есть ли у тебя такая история? Связывает ли тебя что-то с футбольным хулиганством ?

Меня всегда больше просто футбол интересовал. Но у меня есть история на тему моего внешнего вида. Когда я много рисовал граффити, мне приходилось часто наведываться на станции поездов для того, чтобы снять "куски" (рисунки). Несколько раз тамошние полицейские и охранники отводили меня на станционные пункты охраны/полиции, где меня допрашивали. Они буквально говорили, что я выгляжу как граффити райтер, спрашивали мой "ник" (имя художника граффити), заставляли признаться, что это я разрисовал поезда. Также на фестивалях охранники отводили меня, обыскивали и спрашивали не продаю ли я наркотики. Вероятно, причиной тому была моя одежда.

Твои первые Nike Air Max ты приобрел в 2004-ом году. Помнишь, что это была за модель?

Конечно! Это были Air Max 1в расцветке "Chili". Я потом еще их несколько раз покупал. Но с годами они все окончательно убились. Кстати, моей второй парой были Air Max 1 с Jewel свушем (как правило выпуклое пластиковые лого Nike в уменьшенном размере) в расцветке "Carolina Blue". Третья пара — Air Max 90 "Deep Red". Я могу так долго продолжать. Давай на первых трех остановимся. (смеется)
Atmos x Nike Air Max "Viotech".
Я не увидел ни одной коллаборации в твоей коллекции. Почему так?

Мне просто практически ничего не нравится. Мне кажется, что в подобных коллаборациях чересчур стараются, чтобы продукт получился никак у всех или особенными. Поэтому у них выходят очень странные или уродские кроссовки. Мне нравятся Air Max 1 "Urawa", или, например Atmos x Nike Air Max "Еlephant" и "Viotech". Впрочем, я никогда не буду платить за них нелепо большие суммы. Я предпочту лучше какие-нибудь старые или базовые расцветки. Для меня очень важно быть собой и развиваться в своем направлении. Мне кажется странным, когда люди слепо следуют ажиотажу или хотят что-то, потому что все это покупают. У меня происходит наоборот — все, что очень популярно, чаще всего отталкивает меня.
Габберы (1994-95)
С точки зрения внешнего вида в твоем стиле сильно ощущается Франция 90-х годов. Ты познакомился с этой эстетикой в 16 лет через музыкальные клипы. Ты помнишь, что происходило в это время с уличной культурой в Антверпене?

В то время Антверпен и остальная часть Бельгии всегда впитывали что-то из соседствующих стран — особенно из Франции (кроссовки Nike Air Max 1, Nike Air Max 90, Nike Air Max TN Plus, одежда Laсoste... ) и Нидерландов (габберская культура: кроссовки Nike AIr Max BW, куртки-бомберы, голландская хип-хоп культура…). Сегодня все это стало еще более глобально из-за интернета и социальных сетей. Но в течение 90-х - начале 2000-х было ясно, что французская и голландская уличные культуры сильно повлияли на Бельгию. Возможно, еще из-за того, что у нас говорят на обоих языках. Я еще помню особый стиль типичный для бельгийских городов: спортивные костюмы adidas Challenger, с топсайдерами Sebago или кроссовками Nike Air Max BW. Такой прикид носили исключительно молодые люди североафриканского происхождения. Мне всегда нравилось это, а большинство белой "буржуазии" так не считали. Им казалось, что так одеваются головорезы и хулиганы.

Можешь рассказать про свою охоту на винтажную спортивную одежду?

Винтажная одежда — отражение эпохи, которую я так люблю. Качество, цвета и в особенности крой гораздо лучше по сравнению с тем, что эти же бренды выпускают сегодня. Я практически никогда не покупаю новые вещи за исключением кроссовок. То, за чем я охочусь, не так просто отыскать. В этом есть своя уникальность. Я смотрю во возможных местах, включая eBay, Depop, Etsy, онлайн секонд-хенды и группы в Facebook. Также посещаю блошиные рынки и винтажные магазины. Есть популярные места, есть совсем неизвестные, расположенные в мрачноватых районах, там отдают вещи за 1 или 2 евро. Второй вариант для меня самый интересный. Я обожаю копаться в таких местах, где 95% ненужного хлама и внезапно натыкаться на спортивный костюм Lacoste отменного качества за 5 евро. Порой это требует немало терпения, но усилия того стоят.
Я четко вижу твою страсть к 90-м. Но следишь ли ты за тем, что происходит в уличной культуре сегодня?

Не особо. В любом случае немалая часть сегодняшней уличной культуры основана на 90-х - 2000-х. Взять, например, Supreme — практически все, что они делают является копией 90-х с добавлением их лого. Меня никогда не интересовали новые бренды или ажиотаж вокруг них. Это не значит, что я их всех ненавижу или думаю, что они непривлекательны. Некоторые действительно крутые, но они не про меня. Еще я не люблю тотальную массовость. А если что-то не массово, то стоит невероятно дорого. Я слишком люблю искать винтажные вещи — это дешево, если хорошо смотреть. В том числе такая одежда представляет для меня большую ценность. Почти за каждой вещью есть история. Ах, да, такой подход еще хорош для нашей планеты!
Nike Air Max 96
Я уверен, ты уже размышлял на этот счет. Представь, Nike хочет сделать с тобой кроссовки. Какой будет твоя коллаборация?

Это будет Air Max 1 или Air Max Plus TN. Если будет такая возможность, я бы вернул Air Max 96. Я бы не использовал рисунки. Обычно терпеть не могу принты и узоры. Air Max Plus TN — исключение. В общем, это будет достаточно простая расцветка и очень качественные материалы. Может быть еще дополнительные детали вроде мини-свуша (уменьшенное лого Nike). Я бы еще попробовал убедить Nike увеличить видимость воздушных подушек Air, как это было на ранних моделях. Также обязательно постарался бы добиться правильной формы кроссовок — сегодня это бывает катастрофой.
Фотограф:
Trudy Kazangu
Made on
Tilda