Кристиан Рикс(слева) и Рун Орлофф
Оплатил подписку и в твоем распоряжении немалый гардероб одежды. Надоела какая-то вещь? Сдал ее обратно и взамен взял новую. Вещь, которая вернулась проходит тщательный осмотр, у нее устраняют все нюансы от предыдущего клиента и приводят в товарный вид. Проект POOL.Berlin называют Spotify для одежды. Его основатели Рун Орлофф и Кристиан Рикс разработали оригинальную концепцию по обновлению гардероба, не требующую покупки новых вещей. Рун не один год проработал в области устойчивого развития. Но в любом случае все решения в этом направлении требовали производство новой одежды. Рун стал искать альтернативные пути решения вопроса. Орлофф рассматривал аренду вещей. Но такой формат, как правило, включал покупку нового и распродажу устаревших сезонов. Так появилась идея "подписки на гардероб". С POOL.Berlin сотрудничают уже 20 брендов — среди них, например, BYBORRE, Soulland и Comme des Garçons. Подробнее о POOL мы узнали у самого Руна.
Чем ты занимался до POOL?

На протяжении трех последних лет моя работа была связана с устойчивым развитием. POOL — дитя пандемии, мы его запустили в мае 2020-ого. До этого я работал в консалтинге. Например, я помогал брендам выстраивать стратегии по устойчивому развитию. Например, я работал в компании Parley for the Oceans, участвую в создании материалов из переработанного пластика. Также до этого у меня был проект SARDIN.

Что стало поворотным моментом для создания POOL?

Я просто понял, что не существует "устойчивых брендов" — неважно, с какой стороны посмотреть. Сейчас сам термин "устойчивое развитие" очень размыт и зачастую совсем является ложным заявлением. Я как-то раз консультировал один бренд, и мы искали пути как быть более экологичным. Как в этом случае, так и с другими компаниями, обычно производят больше, чем могут продать. Это ставило в тупик. Но мне самому очень нравится индустрия. Она вдохновляет — особенно, если брать причастность искусства и музыки в одежде. Люди самовыражаются с помощью моды. Я стал задумываться как можно выйти из этого конфликта.

Я смотрел на женскую моду. В этой сфере есть немало опций, что касается всевозможной аренды вещей и "обменных сервисов". Я подумал о подписке на одежду, чтобы совсем ничего не покупать. Но так ничего подобного и не нашел. Поэтому я просто сам создал такую подписку.
То есть POOL это "подписка на гардероб"?

Очень много всяких сервисов по аренде одежды в сфере женской моды — по крайней мере в США точно. Они покупают вещи сезонных коллекций и сдают в аренду по небольшой цене. Но в конечном счете эти предприятия превращаются в аутлеты и распродают купленное по низким ценам. В мужской моде сейчас многое уже не покупается навсегда. Огромная часть одежды приобретается на перепродажу или носится пару месяцев. Мы хотели создать новый формат взаимоотношений с одеждой. Например, сегодня мало кто покупает музыку на носителях — большинство имеют подписку.

Что скажешь про винил?

Винил — это классика. Это сродни Levi's 501 или кедам Vans, которые люди изнашивают до дыр. Мы не хотим отучать от долгосрочных приобретений. Мы пробуем способствовать решению вопроса с импульсивными покупками, которые больше всего наносят вред. Для POOL мы не покупаем ничего нового. Мы договариваемся с брендами, например, об отмененных заказах, излишках производства, сэмплах и тд. Огромная распродажа — это то, что обычно ждет эти вещи.

Как это работает? Представим, что я живу в Берлине и хочу воспользоваться POOL.

За определенную плату (29 —евро за одну вешалку, 20 евро — за каждую дополнительную, плюс 9 евро за футболки — прим. ред.) тебе предоставляется "вешалка", на нее можешь выбрать любую вещь. Например, ты повесил на нее толстовку, соответственно ты ее и носишь. Она тебе надоела — приносишь ее обратно на "вешалку" выбираешь что-то другое. По сути, это как библиотека, в которой ты платишь ежемесячно. Ты можешь купить несколько вешалок, всегда получая обновленный гардероб
Некоторые критики утверждают, что в случае аренды ты относишься к вещам не так бережно как к своим личным. Человек не выстраивает "отношения" с одеждой, которая проходит с ним жизненные события, приобретая индивидуальные черты. Это как, например, вытертые джинсы или куртки, которые уже все в заплатках.

В идеальном мире все так и было бы. Люди ходили бы в состарившейся одежде и с заплатками на куртках. Это очень крутая идея, я сам стараюсь относиться так к своим вещам. Но пока такого не будет. На нашем сайте ты можешь выбрать вещь и носить ее несколько месяцев. Если после этого времени, ты понимаешь, что слишком сжился с ней, можешь выкупить ее. Но мне очень нравится эта идея, если бы люди покупали высококачественные вещи и носили их по десять лет, не меняя свой стиль. Пока это все не очень реалистично. Это как слушать один и тот же винил 10 лет.

Возникали ли у вас проблемы с клиентами, которые так сжились с вещью, что не хотели возвращать ее?

Мы не видим в этом проблему. Такие случаи уже были. Клиенты носили вещь три месяца, а потом понимали, что уже не могут без нее. Мы договорились о цене и продавали. После я встречал таких клиентов на улице, и очень часто на них была купленная у нас вещь. Получается, они действительно нашли, что искали.
Как выстраиваются отношения с брендами?

Наши взаимоотношения очень похожи на те, что имеет обычный ритейлер. Мы даже ездили на трейд-шоу, чтобы встретиться с партнерами. Мы старались объяснить, какого рода продукт нам нужен. Но в целом, все практически то же самое, что и в случае отношений у брендов с магазинами.

Сегодняшние реалии индустрии отдаляют людей от самих себя. Люди покупают вещи, чтобы выложить себя в ней в Instagram, показав, что они "в теме". Это тоже создает череду бесконечных покупок. Думали ли вы об этом, создавая POOL?

Сейчас все очень быстро. Взять хотя бы Instagram и систему дропов. Все завязано на новизне. В наш шоурум приходят люди и приятно удивляются, найдя вещи прошлых коллекций. Им не надо покупать их на том же ebay. Вещь понравилась и они взяли ее по нашей подписке на определённое время. Они так же, как и покупатели нового сезона могут выложить себя в Instagram, надев вещь, которую взяли у нас. В этом случае они тоже часть сообщества бренда, к которому желали быть причастны.

Некоторые уже не видят смысла в показах. Но им необходимо онлайн присутствие. Бренды снова переосмысливают систему. Кто-то даже предоставляет платформы по продаже винтажных вещей. Мы часто слышим, что никто не хочет носить старые вещи. Но никто же не говорил, что в POOL они старые. Это же вещи из , например, отмененных заказов. Но мода живет сезон, а потом ее меняют. Поэтому кто-то так воспринимает наш подход.
Вы планируете открыть POOL в некоторых крупных городах, верно?

Наша большая мечта — открыть POOL во всех крупных городах. Мы бы хотели быть глобальной компанией. Но нам все надо рассчитывать локально, чтобы клиент ощутил преимущества сервиса. Мы не хотим быть интернет-магазином со множеством возвратов — это все очень неустойчиво. Мы бы могли открыть подразделения в Лондоне, Париже, Москве. У тебя есть членство POOL, ты едешь в Берлин и не берешь с собой много вещей. Или, например, при желании перемещаем вещь между подразделениями. Мы можем быть глобальной компанией, ориентированной на локальные рынки.
Made on
Tilda