этот материал — перевод статьи из книги Skateboarding is Not Fashion.
авторы: Дирк Фогель и Юрген Блюмляйн


Эта история стара как Адам и Ева в Библии. Дай шайке подростков свободу делать все, что угодно, кроме одного правила, которое им никак нельзя нарушать. Одна вещь, абсолютное табу, полностью за пределами. Для Адама и Евы — это яблоко в Саду Эдема, которое привело их в мир бед. Для бунтарей скейтеров в 70-ые вроде тусовки Догтауна это была свастика — "крюковый крест", ассоциирующийся с режимом национал-социалистической Германии, массовым геноцидом и идеологией расового превосходства. Для некоторых скейтеров того времени она стала символом, бросающим вызов авторитетам и социальным нормам, пылающий бренд их подросткового бунта. Когда рок-звезды скейтбординга в лице Тони Альвы, Джея Адамса и Уэса Хампстона появлялись в скейтпарках и соревнованиях со свастиками на шлемах и словами SKATE NAZI на досках и одежде, это было сильное высказывание. Даже по меркам снисходительных контркультурных стандартов скейтбординга.
Про-скейтер и влиятельный графический дизайнер Уэс Хампстон рассказывал: "Конечно, я бы использовал свастику. Это было еще до панк-рока. Мы все ее рисовали на досках и прочем. Также на тех байкерских шлемах. Типа "смотрите, у меня крутой немецкий шлем!" Между тем, свастики не считались такими уж "крутыми" в послевоенной Германии. Такие "противоречащие конституции символы" как свастика или руничесике молнии "СС" по сей день строго запрещены, а их использование наказывается законом. "У американцев более расслабленное отношение к подобным символам, потому что все это дистанцированно от них по сравнению с нами"— рассказывает немецкий дистрибьютор скейтбордов и издатель журнала Йорг Людвиг.

На взлете Skate Nazi безумия Тони Альва — на тот день самый успешный райдер в соревновательных кругах — состязался в черном военном немецком шлеме времен Второй мировой войны, на котором была красная свастика с золотым глитером. Это было во время контеста 1977-ого года ( California Free Former), проходившего на арене Лонг-бич в Калифорнии. Позже исполнительный директор Международной ассоциации скейтбординга указал на Альву, как на олицетворение самого "мерзкого" в скейтбординге. Однако основная хардкор-скейт сцена того временми была на стороне молодого бунтаря, по крайней мере в США. "Выходка Альвы со свастикой на шлеме вызвала бы ответную реакцию тут в Германии, — рассказывает Йорг Людвиг. — Использование подобных символов вне исторического контекста незаконно здесь, он бы угодил в беду. Это также сбивает с толку, потому что такие действия могут породить молодых подражателей, которые не вникают в суть выходки. Они будут использовать символы из-за ассоциации с некоторой крутостью, не задумываясь, зачем они вообще это делают".
Цена шока превыше политики

"Скейт-нацисты" прекрасно понимали, что заимствование символов нацистской идеологии — игра с огнем. Но у них не было политических мотивов. Для преданных последователей она отражала стопроцентную верность скейтбордингу. "Я не ненавижу евреев и все в этом духе, — объяснял про-скейтер Джей Адамс, известный своим автографами с использованием свастик, которыми он расписался на груди у девушек во время соревнований (взято из интервью для журнала Thrasher, номер 1982-ого года). — Это совсем не про политику. Это полная преданность катанию. Это не про убийство".

По большому счету скейтеры адаптировали свастику в схожей манере, что и позже британская группа Sex Pistols в документальном фильме "Большое Надувательство Рок-н-ролла" (1979) с целью шока. Свастика, нарисованная странной краской на скейтборде демонстрировала средний палец обществу — эмблема восстания против внешней силы, которая определяла, что является приемлемым поведением, а что необходимо осуждать. Как это часто бывает с подростковым бунтом, все это было способом нажимать на все кнопки для получения реакции. "Это было о способе быть радикальным, то что обычно не сделают люди, — пояснял про-скейтер Кристиан Хосой. — Это риск…желание запустить волну. Нарисуй свастику, ты получишь волны!".
Будучи основной фигурой движения, Джей Адамс был замечен в рубашке с надписями SUICIDAL SKATE NAZI от руки. Автором оформления был Рик Клейтон. На белой хлопковой рубашке с коротким рукавом маркером нарисовали череп со скрещенными костями и номер 13, а также символ анархии "буква A в кругу" и слова "Культ" рядом со скейт лого Z-FLEX. Если у такого бескомпромиссного скейтбординга конца 70-х был заметный пик, то, вероятно, его символизирует рубашка Skate Nazi Джея Адамса. На вопрос о мотивации нанесения рисунка, кроме вызова возмущения у людей, Адамс ответил в Thrasher'е: "Мне кажется, она смотрелась круто… Я замечал, что свастика вроде бы огорчала некоторых. Нам просто нравится как она выглядит. Это что-то вроде традиции".
Surf Nazis. Малибу, Калифорния 1961
Традиция Surf Nazi

Традиция, к которой отсылает Джей Адамс уходит корнями в 1914-ый год и связана с компанией по постройке домов Pacific System Homes из Лос-Анджелеса. Сын ее основателя был заядлым серферми, что вдохновило отца запустить производство досок. Это стало стартом для Swastika Surf Board Company, известной прогрессивными моделями и железным клеймом со скрюченным крестом — символом удачи. Скейтерский и серферский художник Джим Филлипс из Санта Круза следует еще глубже: "Эта свастика действительно была первым серферским лого, которое въелось в мозг". "Наслаждайтесь острыми ощущениями свастики" — гласила реклама с иллюстрацией серфера, нанесенного тонким линиями, с чем-то подозрительно похожим на гитлеровские усы. Главный герой дизайна ловил волну, а на горизонте виднелась большая свастика.

Сочетая ламинированное красное дерево с бальзамическим эффектом, Swastika Surfboard внесла себя в историю в качестве первого коммерческого производителя досок для серфинга — это было соревнованием против небольших мастерских, которые были нормой индустрии. Лого было широко признанными и безобидным. В те времена до Второй мировой войны некоторые компании, включая L.V.W. Brown Estate из Риверсайда, штата Калифорнии, без всякой задней мысли использовали загнутый крест в дизайне для рекламы их продукции. "Свастика — вкусно есть калифорнийские фрукты", — говорилось в рекламе апельсинов. Но в 1938-ом году, когда национал-социалистическая партия Адольфа Гитлера приготовилась к мировому захвату, свастика как официальный серферский символ компании сменила название на "Waikiki" Surfboards.
Модель "Swastika" , примерно середина 1930-х Фото: Джонни Стернбах
В 1950-ые, после того как об ужасах Второй мировой войны знали все, "наци-серферы" возникли как стая подпольных крыс с фанатичной преданностью катанию. Некоторые самые отъявленные представители тусовки из Южной Калифорнии, включая легенду Малибу Микки Дора по прозвищу "Черный рыцарь", стали писать на своих досках SURF NAZI рядом с такими символами войны, как Железный крест. Люди этого не понимали и думали: "Неужели серферы нацисты?" Джим Филлипс говорил следующее на этот счет: "Это было совсем не так, это было совсем не про Гитлера. Я ни разу не слышал ничего антисемитского в этих серферских кругах, это всегда был просто бунт". На фотографии 1958-ого года запечатлен по торс голый серфер, позирующий на фоне винтажного автомобиля Plymouth (1939 (его также называли "surf wagon"), на котором от руки нарисованы свастики и орел — символ нацистской эры.

В популярной в 60-ые года серии фильмов "Пляжная вечеринка" ( "Beach Party") —при участии Микки Дора и других известных серферов того времени — также упоминалось о "серферах-нацистах" в образе банды байкеров во всем кожаном. Уэс Хампстон объяснял: "Наци-серферы были плохими парнями в фильмах. Среди них был байкер, одетый в чёрную кожу. Это была такая шутка над нацистами. Их изобразили полными придурками". Эта шутка продолжала разрастаться как едкий субкультурный поток наперекор образу ванильных "пляжных мальчиков" калифорнийской серф сцены. "Я всегда использовал руническую версию CC, которые взял прямо от тех самых военных формирований", — рассказывает Уэс Хампстон, который рисовал фломастерами эти символы на досках и одежде друзей. Один из влиятельнейших художников мира скейтбординга Крейг Стэсек говорил об использовании им свастик: "Это хакенкройц (нем. Hakenkreuz, "крюковый крест", иногда "мотыгообразный крест" — прим. ред.) между прочим, мы не употрпебялем слово свастика. Нет в немецком языке слова свастика! Это хакенкройц, что означает крюковый крест. Это индийский символ, если смотреть в прошлое, возможно, один из древнейших, с последовательным значением, Это означало баланс и гармонию во вселенной"
Микки Дора, Малибу, Калифорния, 1963.
Фото: Лерой Грэннис
Но в контексте серферов и их одержимостью волнами свастика и другие нацистские символы совсем не были похожи на олицетворение баланса и гармонии. Внезапно, появившись в 70-х, все хотели кусок этой крутости — символы рейха стали визитными карточками для локальных "патриотов" серфинга. Эти тусовки головорезов имели радикальное территориальное поведение, распространяя надпись "ТОЛЬКО ДЛЯ МЕСТНЫХ" (LOCALS ONLY) в районе примечательных спотов, среди которых был "Пирс Тихого океана" в Догтауне. Резиденты тем самым предупреждали чужаков, желающих нарушить их привычное катание. "Наци-серферы были пропитаны ловлей волн с ног до головы, — рассказывает Уэс Хампстон. — Они были того разряда, что не стоило кататься рядом! Они могли подбежать, надрать зад или что-то в этом духе". Движение "skate Nazi" разделяло аналогичный аспект "ТОЛЬКО ДЛЯ МЕСТНЫХ" — то же разделение на группы и территориальный подход. Джей Адамс вместе с тусовкой скейтеров Догтаун прославились, запрещая чужакам приходить на "их" споты, включая знаменитый "Dog Bowl". Фанатичная приверженность скейтбордингу переросла в деление территорий, что походило на уличные банды.

Невероятную одержимость скейтбордингом демонстрировали не только свастиками и рунами. В 70-ые кто-то взял на вооружение атрибуты японских пилотов-смертников камикадзе времен Второй мировой войны. Райдеры , включая икону Догтаун стиля Сёго Кубо (Shogo Kubo), надевали на голову повязки с "восходящим солнцем" и военными надписями на кандзи. Этими символами японско-американские скейтеры отсылали к суицидальным тактикам военных пилотов, которые сознательно принимали свою смерть, врезаясь во вражеские объекты для причинения максимального урона. Графический дизайн про-модели доски Сёго Кубо для Dogtown нарисовал Уэс Хампстон — это был один из ранних примеров такого явления как "именная модель" в скейтбординге. Вариант Кубо имел красно-белый рисунок "восходящего солнца", символизирующего бескомпромиссность в катании.
"Зачем мы это использовали? — задается вопросом именитый японско-американский про-скейтер Кристиан Хосой. — Это же камикадзе! Это буквально значило до смерти. Я разобьюсь и сгорю со всеми остатками! Подход имел довольно безобидные мотивы, но символически подобное представляет больше, чем мы думаем. Это как цифры 666, которые на определенном уровне всего лишь цифры. Но, если ты никогда не пытался вникать дальше этого, другого и не почувствуешь". Хосой не был из стеснительных. На рассвете своей карьеры он использовал символ "восходящего солнца" для своей именной доски Hosoi Skates. На одном из соревнований он также носил футболку с обрезанными рукавами с изображением флага Конфедерации, несмотря на противоречивые настроения южных штатов США, расизм и рабство. "Это был бунт! — объясняет Хосой, допуская, что времена изменились. — Теперь у каждого есть голос, благодаря интернету. Сегодня это большое дело". Даже графика "восходящего солнца" Хосого сегодня попадает под общественное осуждение из-за его ассоциаций с оккупацией Кореи в 1910-ом. "В Корее на меня гонят. — поясняет Хосой. — Это как свастика для них. Я не могу больше это использовать. У меня был этот дизайн с 1982-ого. Тогда я еще некоторое время жил в корейском городке в Лос-Анджелесе. Никто ни разу и слова не сказал! У них тогда не было интернета, чтобы это сделать".
В сегодняшнем неразрывном с интернетом мире, в рамках политики социальных сетей, свастики и руны "CC" на скейтах и шлемах вряд ли хорошо воспримут. Такая сила уже обрушилась на немецкую скейт-дистрибьюцию Urban Supplies. Спор возник из-за одного символа "S" в виде молнии, который использовала компания Mystery Skateboards. "Это была одинокая "S" в круге, но у нас все равно были неоднозначные ощущения, — вспоминает совладелец Urban Supplies Йорг Людвиг. — Мы думали, что ничего страшного не может быть от одной руны. Две же даже не рассматривались. Тревога же поднялась, когда один из жителей Нюрберга засудил скейт шоп, который продавал эти доски. Он подстрекал власти на федеральное расследование".

Оказалось, что вариация лого Mystery была похожа на символику Гитлерюгенд организации Юнгфольк. Немецкие власти воздержались от конфискации досок: обладать ими можно было, дистрибьюция запрещена. Йорг Людвиг рассказал о ситуации: "Нас попросили не продавать скейты и возложили штраф 10.000 евро. Но сумму уменьшили до 1000, наложив испытательный срок в 3 года. С того момента мы были очень аккуратны в этом плане. У меня до сих пор в офисе лежит про-модель Black Label Чета Чилдресса с двумя рунами "CC", которую мы не можем продавать. Мы также убрали доски группы Slayer". Во время расследования Государственное управление Германии выслали Urban Supplies целый каталог с "неконституционными символами", включая нацистские флаги и знаки отличия — их при любых обстоятельствах нельзя распространять в Германии. "Мы разослали каталог всем американским брендам, с которыми работали на тот момент", — продолжает Йорг. Стало ли содержание каталога тревожным звонком или вдохновением для еще более противоречивого дизайна скейтбордов, навсегда останется загадкой…
Made on
Tilda