Все идет в гору, но пока еще немного потряхивает — примерно так можно описать сегодняшнее состояние модной индустрии. Она потихоньку продолжает приходить в себя после строгих ограничений в связи с эпидемией Covid-19, а кто-то приближается к "допандемийным" результатам. Для одних это был расцвет креативности и идей, для других — "business as usual". Более того, бизнес местами пичкают стероидами, чтобы он рос вдвое быстрее. Каждый бренд завязан на увеличение прибыли, что еще больше подогревается в случае его причастности к крупным конгломератам. Но не всем удается "вывозить на креативе". Система при форсированном росте дает сбой и начинает пожирать сама себя.
В недавней статье на Highsnobiety ее автор неплохо критикует последние "громкие" новости фэшн индустрии, вроде коллаборации Balenciaga x Gucci, Fendi x Versace, Крейг Грин x Valentino, Sacai x все подряд, Жан-Поль Готье x все подряд и т.д. (но кто-то из них не использует термин "коллаборация") Несмотря на то, что некоторое из перечисленного совсем не дурно, подобные действия воспринимаются сомнительно. Коллаборации стали разновидностью напоминания. Бренды тонут в бесчисленном потоке информации и пытаются на секунду вынырнуть, крикнув: "Я тут еще". Люкс сегодня стал делать совместные работы, не выходя за рамки своего сегмента. У всех разные истории, эстетики, подход принципы. Тем не менее, по большей части сотрудничества садоводов из одного и того же огорода воспринимаются состязанием "кто громче крикнет". Неважно как. При таком шуме уже сложно что-либо расслышать. Если еще больше надрывать горло, можно и оглохнуть.

Новизна в таком контексте несет регресс. Многие словно забывают, что сформировало их аудитории и бросаются угождать всем подряд. Сегодня это становится еще сложнее. Предпочтения новых поколений меняются быстрее обычного — соцсети этому хорошо способствуют. "Брендам нужно вернуться к поискам того, что они хотят сказать, когда они не пытаются просто продавать", — утверждает автор Highsnobiety Кристофер Моренси в своей недавней статье о коллаборациях люкса с люксом. — Им следует развивать идеи для групп, к которым они хотят обращаться, и придерживаться всего нескольких стратегий, а не кидать об стену, что попадается под руку и наблюдать, что прилипнет к вкусу сегодняшнего дня — например, коллаборации люкса с люксом".
Однако, когда ты растопил печь до предела, сложно ее затушить. При этом тебе еще подливают масло в огонь генеральные директора, которым нужна отчетность. В этом случае можно провести аналогию с кино с помощью цитаты русского режиссера Андрея Тарковского: "Вообще складывается впечатление, что современный кинематограф — это сплошной базар, на котором одни люди стряпают фильмы, другие их продают. Это противно! Особенно гнетущее впечатление оставил у меня Каннский фестиваль, вся его атмосфера противоположна духовности, там нет ничего, что побуждало бы к творчеству, от чего можно было бы заразиться какой-то новой идеей".
Дело не в сравнении моды, искусства и кино. Сама мотивация потребления сомнительна. "Художнику дан дар, чтобы творчеством своим он увековечил сущность нашей жизни, а не загромождал ее лишними копиями", — высказывался русский художник Каземир Малевич. В контексте моды это может звучать громко. Но в этой фразе есть правда. Индустрия производит все больше вещей и меньше привносит смысла в наши жизни. "Актуальность дает тебе долголетие, а размер — обеспечивает 6 лет ажиотажа". Но у брендов-старожилов есть свой "кредит очарования", который тянется еще с времен без интернета. Это в совокупности с приличной финансовой поддержкой помогает им экспериментировать (хотя порой подобное и не тянет на эксперимент). "Заблуждение состоит в том, что большинство люксовых брендов больше не ведут индустрию вперед, а постоянно пытаются подстроиться правилам и требованиям, установленным молодежной культурой", — объясняет Моренси в своей статье. Впрочем, многие, наигравшись вдоволь со streetwear, пытаются открыть новую энергию. Они решили постучать в соседнюю дверь. Получилось следующее уравнение: пустота x пустота x $$$ =... Результат очевидный.

В таких "неожиданных" сотрудничествах есть интересные работы. Однако творческий обмен тут не в приоритете. Это примерно то, что говорил Тарковский о кино и Каннском фестивале. Одежда нуждается в продаже и финансовом развитии. Тем не менее, нельзя быть всем для всех — особенно в мире, где нарочитая повышенная экспрессия и опустошенность часто имеет немалый "успех".
Made on
Tilda